История красок
Даже пещерный человек искал способы самовыражения и ему в этом помогали различные красящие материалы, например, мел, уголь, охра. В настоящее время, во многом благодаря достижениям химии, ассортимент художественных средств значительно расширился.
Все краски состоят из пигмента и связующего вещества. Это может быть глицерин, клей, полимерная смола и т.д.
По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на минеральные (неорганические соли, оксиды металлов) и органические (весьма сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения). И те и другие могут быть естественными (природными) и искусственными (синтетическими).
Давайте рассмотрим, из чего же состоят краски?
Во-первых, это пигмент.
Во-вторых, это растворители и наполнители.
Пигмент - это красящий порошок для приготовления красок. Бывает минерального и химического происхождения.
Растворитель используют в красках для снижения вязкости, что способствует удобству нанесения. В качестве растворителей используются вода, масла, спирты, кетоны, эфиры и иные углеводороды.
Наполнители — более дешевые и доступные вещества, чем пигменты. Их используют для экономии дорогостоящих пигментов, а также для улучшения малярно-технических и эксплуатационных свойств покрытий. В большом количестве их используют в шпатлевках.
Обращаясь к истории
Яркие минералы притягивали взор наших далёких предков. Первые в истории краски появились, когда древний человек догадался растереть такие вещества в порошок и добавлять некоторые вещества.
Чем больше развивались люди, тем больше становилась потребность запечатлеть и передать свои знания. Сначала для этого использовались стены пещер и скал и самые примитивные краски. Для наскальной росписи использовалась преимущественно жёлтая охра.
Красноватые оттенки оставляли для ритуальных рисунков на телах умерших жителей племени.
Изготовление и использование красок в древности
Шло время, и человечество открывало для себя новые виды и способы производства красок.
Примерно пять тысяч лет назад появилась киноварь – ртутный минерал, придающей краске алый цвет. Наибольшую популярность киноварь завоевала у древних ассирийцев, китайцев, египтян, а также в древней Руси.
Египтяне на заре расцвета своей цивилизации открыли секрет изготовления пурпурной краски. Из особого вида улиток выделяли секрецию, которую потом добавляли в стандартный состав красящих веществ.
Для создания белой краски с древнейших времён люди использовали известь. Такая краска была одной из самых дешёвых и простых в изготовлении. Кроме того, белая известь может поспорить с охрой в вопросе древности рецепта.
Египетские гробницы и пирамиды фараонов перенесли из времён расцвета египетской цивилизации удивительно красивый и чистый оттенок – ляпис-лазурь (ультрамарин).
Даже спустя несколько тысяч лет рисунки не потеряли своей яркости и не потускнели.
Основным красящим пигментом в такой краске является порошок минерала под названием лазурит.
В Древнем Египте лазурит был очень дорог. Чаще всего бесценную краску применяли для изображения священного символа египтян – жука-скарабея.
В Китайской цивилизации появились лёгкие акварельные краски. Китай является прародителем бумажного производства, поэтому для рисования акварельными красками применяют только бумагу. Холст, дерево и другие поверхности, на которые наносятся краски, не подойдут для акварели. В состав акварельных красок, помимо красящих веществ, входят мёд, глицерин и сахар.
Средневековье подарило миру масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надёжность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла. В те времена художники научились накладывать масляные краски тонкими слоями - лессировками, тогда картина приобретала за счёт этого глубину и объем, улучшенную цветопередачу.
Однако далеко не все мастера средневековой живописи создавали свои краски на основе растительных жиров. Кто-то замешивал красящие вещества на яичном белке, кто-то – на казеине, являющимся одной из производных молока. Натуральные компоненты, вкупе с ручным производством, делали краски довольно дорогим материалом. Особенно это касалось натуральной ляпис-лазури. Минерал лазурит был очень редким и, соответственно, дорогим. Художники применяли ляпис-лазурь только тогда, когда заказчик предварительно оплачивал краски.
Из-за уникальных особенностей производства разных красок не обошлось без исторических казусов. «Тайная вечеря», созданная знаменитым средневековым мастером Леонардо да Винчи, начала разрушаться ещё при жизни художника. Это произошло потому, что масляные краски на основе растительных жиров были смешаны с красками на основе разведённого в воде яичного белка. Химическая реакция, возникшая при этом, помешала надёжности покрытия и сохранности картины.
Новые открытия
Ситуация изменился в начале 18 века.
Немецкий химик по фамилии Дисбах занимался улучшение качества красной краски, но учёный получил вместо ожидаемого алого цвета краску оттенка, близкого к ультрамариновому цвету «берлинская лазурь».
Её стоимость была в разы ниже, нежели у натуральной ультрамариновой краски, поэтому она быстро завоевала популярность у художников того времени.
Век спустя во Франции появилась «кобальтовая синька» – краска, ещё более чистая и яркая, чем берлинская лазурь. По внешним качествам кобальтовая синька оказалась ещё ближе к натуральной ляпис-лазури.
Вершиной деятельности учёных и исследователей в этой области стало изобретение абсолютного аналога натуральному ультрамарину.
Новая краска, которую получили во Франции почти четверть века спустя после кобальтовой синьки, получила название «французский ультрамарин». Теперь чистые синие цвета стали доступны всем художникам.
Компоненты, используемые в их составе, нередко были вредны или даже смертельно опасны для здоровья человека, что значительно понижали популярность искусственных красок.
Как было выяснено в 70-х годах 19-го века, особенно большую угрозу представляла изумрудно-зелёная краска. В её состав входили уксус, мышьяк и окись меди.
Существует легенда, что на самом деле бывший император Наполеон Бонапарт умер, отравившись парами мышьяка. Ведь стены в его доме, находящемся на острове Святой Елены, где Бонапарт пребывал в ссылке, были покрыты именно зелёной краской.
С древнейших времён методы производства краски не претерпели значительных изменений. Твёрдые вещества также перетирают в порошок, используя при этом специальные установки. Вместо натуральных жиров используют полимерные вещества. А вот для получения тёмных оттенков всё так же применяют сажу, но уже очищенную современными способами.
С развитием лакокрасочной промышленности краски становились всё лучше и безопаснее для использования. Многие вредные вещества были заменены на менее опасные синтетические компоненты. Неорганические вещества придают краске устойчивость к разрушению, а также помогают сохранить яркость цвета за счёт постоянного состава.